Жизнь других (Das Leben der Anderen). Рецензия:
Падение Берлинской стены - одно из важнейших событий ХХ века, положившее
начало крушению коммунистических режимов Восточной Европы. Часть стены осталась
стоять как памятник страданиям немецкого народа, насильственно разделенного
надвое в тот момент, когда географические границы материализовались в
непреодолимые барьеры, разорвавшие родственные и дружеские связи, заключив 16
миллионов немецких граждан в клетку, где осуществлялся эксперимент по созданию
социалистического государства. Спустя десятилетие Берлинская стена перестала
восприниматься как предостережение будущим поколениям, превратившись лишь в
частицу культурного ландшафта немецкой столицы. Брачный союз ФРГ и ГДР оказался
не столь безоблачным, как ожидалось. Люди стали скучать по Восточной Германии.
Это настроение отразилось в ряде проникнутых ностальгическим настроением
фильмов, таких как "Гуд бай, Ленин!", "Солнечная аллея" и "Тишина после выстрела",
оставлявших впечатление, что ГДР была своего рода заповедником гуманизма и
братской любви. Дебютный фильм немецкого режиссера Флориана Хенкеля фон
Доннерсмарка "Жизнь других" показывает темную сторону коммунистического прошлого
Восточной Германии.
К 1984 году, времени, в котором происходит действие фильма, ГДР во многом
являлась воплощением знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла. Страна находилась
под контролем Министерства государственной безопасности, неофициально известном
как Штази. Будучи одной из самых сильных и хорошо оснащенных спецслужб в мире,
Штази влияло практически на все аспекты жизни Восточной Германии. По оценкам, в
1989 году Министерство безопасности имело более 90.000 сотрудников. Кроме того,
Штази завербовало около 300.000 информаторов среди гражданского населения,
которые тайно доносили на своих коллег, начальников, друзей, соседей и даже
членов своих семей. Некоторые поступали так добровольно, но большинство других
принуждали посредством угроз и шантажа.
"Жизнь других" обращается к этим болезненным воспоминаниям, переплавляя их в
увлекательный, цепляющий за живое фильм. По своей глубине и мастерству
исполнения он значительно превосходит прочие немецкие фильмы, получившие
известность в недавнее время, и, вне всякого сомнения, заслуживает
многочисленные премии, собранные им на различных кинофестивалях.
Главный герой фильма, но, вероятно, не самый важный его персонаж, - драматург
Георг Дрейман (Себастьян Кох), который вполне примирился с режимом, хотя
поддерживает отношения с диссидентами. По указанию министра культуры за
Дрейманом начинается слежка. Руководить операцией вызывается капитан Герд Вислер,
которого играет немецкий актер Ульрих Мюэ, сам бывший объектом пристального
внимания Штази в 80-е годы. Герд Вислер - убежденный сторонник коммунизма, в
некотором смысле пожертвовавший своей жизнью ради борьбы с его противниками. Он
- истинный мастер своего дела. Все свое время Вислер посвящает допросам, слежке
и обучению новых агентов. У него нет ни семьи, ни друзей. Его одинокое
существование скрашивают только короткие встречи с партийной проституткой,
обслуживающей своих клиентов строго по расписанию. Наблюдение за жизнью Георга
Драймана и его возлюбленной, талантливой актрисой Кристы-Марии Зиланд (Мартина
Гедек) подтачивает веру Вислера в то, что он служит правому делу.
Подслушивая разговоры Драймана и Кристы-Марии, Вислер понимает насколько серо и
бессмысленно его существование по сравнению с духовно богатой жизнью берлинских
интеллектуалов, к которым он прежде относился с нескрываемым презрением. Он
выясняет, что слежка за Драйманом была инициирована министром культуры потому,
что тот сам встречается с Кристой-Марией и желает устранить Георга. Постепенно
Вислер проникается симпатией к объектам своего наблюдения и начинает
сочувствовать им. Самоубийство друга побуждает Драймана определиться со своими
взглядами и начать действовать. В результате все главные персонажи оказываются
втянуты в конфликт между писателем и государством, в котором проверяются на
прочность их жизненные убеждения.
Себастьян Кох находит точное соотношение между отстраненностью поэта и
задумчивостью мыслителя, создавая характер Драймана. Мартине Гедек досталась
более сложная роль, так как ее Криста-Мария постоянно подвергается испытаниям.
Она вынуждена лгать своему возлюбленному, агентам Штази, похотливому министру.
Актриса удачно балансирует свою игру таким образом, что поступки, которые
вынуждена совершать ее героиня, не вводят зрителя в заблуждение относительно ее
истинных чувств, и в то же время ее ложь кажется достаточно убедительной, чтобы
в нее верили остальные персонажи. Но главной звездой фильма, безусловно,
является Ульрих Мюэ, для которого роль Герда Вислера оказалась одной из
последних в его жизни. Ульрих Мюэ тонко передает внутреннюю трансформацию своего
персонажа. Играя предельно скупого на выражение эмоций капитана Вислера, Мюэ
заставляет нас поверить в подлинность его преображения, для которого, в
сущности, нет видимых причин. Когда Вислер подслушивает разговоры Драймана и
Кристы-Марии, его лицо остается столь же непроницаемым, как и прежде, но Мюэ
удается показать едва уловимое волнение, которое выдает реакцию его героя на
очередной поворот в судьбе его подопечных. В конце фильма капитан Вислер
предстает совершенно другим человеком, но грань, на которой осуществился этот
переход, остается практически незаметной.
Флориан фон Доннерсмарк, будучи родом из Западной Германии, сумел создать
лишенный ярких цветов, тусклый образ социалистического государства и общества,
задыхающегося под колпаком спецслужб. Он передает историю неторопливо, но не
затягивает ее, удерживая контроль над зрительским вниманием. Фильм полон
неожиданных сюжетных поворотов, но они не сменяют друг друга словно калейдоскоп,
оставляя время для пауз, в которых герои размышляют о сущности тоталитарного
режима, его влиянии на жизнь каждого человека, о месте и роли художника в нем.
"Жизнь других" долго пробивался на экраны. В первую очередь, в самой Германии,
где далеко не всем понравилось, что кто-то решил снова извлечь полузабытый
скелет из шкафа. Впрочем, мораль фильма применима не только к коммунистическому
прошлому Германии, если учесть, что глобальная борьба с терроризмом все чаще
становится оправданием для внедрения методов государственного контроля, которые
использовались при коммунистических диктатурах. Но "Жизнь других" интересен не
только в силу своей политической актуальности. В нем ощущается биение сердца,
жаждущего подлинности и свободы, и именно трогательная хрупкость его героев,
вынужденных каждый день противостоять государственной машине, обреченных на
поражение, но, тем не менее, одерживающих победу, является тем главным
аргументом, который этот фильм добавляет в политические споры.
Получил 45 кинопремий, в том числе:
2006 - Европейская кинопремия:
Лучший актер - Ульрих Мюэ
Лучший фильм
Лучший сценарий
2006 - Премия немецкой киноакадемии:
Лучший фильм
Лучший режиссер
Лучший сценарий
Лучшая главная мужская роль (Ульрих Мюэ)
Лучшая мужская роль второго плана (Ульрих Тукур)
Лучшая операторская работа
2007 - Премия "Оскар": Лучший иностранный фильм