Утечка (Breach). Рецензия:
В феврале 2001 года агент ФБР Роберт Хансен был арестован сотрудниками своего
агентства и обвинен в многолетнем сотрудничестве с советской разведкой. Дело
Хансена стало крупнейшим скандалом в истории американских спецслужб. За 15 лет
работы двойным агентом он передал русским множество документов высочайшей
секретности, а также выдал имена нескольких десятков разведчиков, трое из
которых были убиты.
"Измена" (Breach) - второй фильм режиссера и сценариста Билли Рэя, который
проявляет особый интерес к историям обмана и мошенничества. Его дебютной
режиссерской работой была "Афера Стивена Гласса" о журналисте, писавшем
сенсационные статьи на основе вымышленных сюжетов.
"Измена" охватывает последние два месяца работы Хансена в ФБР, предшествовавшие
его разоблачению. Роберта Хансена играет лауреат "Оскара" Крис Купер. На первый
взгляд, Хансен - убежденный католик, любящий семьянин, обычный чиновник, не
интересующийся ничем, кроме своей работы, но за фасадом добропорядочности
скрывается множество грязных тайн. Райан Филлип появляется в роли Эрика О'Нила,
молодого сотрудника ФБР, мечтающего стать секретным агентом. Не будучи
профессиональным шпионом, он соглашается работать секретарем Хансена, чтобы
собрать против него недостающие улики. О'Нил надеется, что в случае успешного
выполнения задания приблизится к достижению своей мечты, но его задача
осложняется тем, что он не знает, с какой целью ему поручено следить за Хансеном.
"Измену" лишь формально можно считать триллером. Уже в первых кадрах
раскрывается, чем закончится слежка за Робертом Хансеном, и, хотя фильм не лишен
напряженных моментов, детективный сюжет отходит на второй план. "Измена" -
психологическая драма, в центре внимания которой молчаливое противостояние между
опытным шпионом, предавшим свою родину, и новичком, еще не утратившим юношеских
идеалов. Хансен - живое воплощение лицемерия и жертва своих внутренних
противоречий. Он регулярно посещает церковь, молиться с четками, презирает
гомосексуалистов, феминисток и политиков "левых" взглядов. При этом он в
подробностях описывает свою интимную жизнь в интернет-чатах, распространяет
сделанные тайком видеозаписи своего секса с женой и продает государственные
тайны. Сочетание набожности и порочности столь удивительно для О'Нила, что
личность Хансена обретает для него неизъяснимую притягательность. Он еще
неопытен, неуверен в себе и нуждается в наставнике и друге, каким мог бы стать
для него Роберт Хансен, но не в данных обстоятельствах. О'Нил сталкивается с
непростой дилеммой: выполняя свой долг перед государством, он должен предать
человека - и это заставляет его задуматься о своем будущем в ФБР.
Эрик О'Нил, чьими глазами мы видим почти все события в фильме, фактически
является главным героем. Однако, Райан Филлип, следуя роли наблюдателя, которая
отведена его персонажу, уступает главенство Крису Куперу, в чьем исполнении
Роберт Хансен предстает архи-злодеем. Трудно сказать, насколько
кинематографический образ соответствует реальному прототипу, но актеру удалось
создать сложный, рельефный характер, в чье существование легко поверить. Купер
заставляет зрителя прочувствовать трагедию человека, которого собственные пороки
и тщеславие обрекли на жизнь в постоянной лжи. Такое существование тяготит
Хансена, но он слишком ослеплен собственным эго, чтобы отказаться от
удовольствия водить за нос собственных коллег, наслаждаясь своим превосходством
над ними.
Английское название фильма, "Breach", означает "нарушение закона, системы", но Хансен - не единственный герой фильма, чьи действия идут вразрез с общепринятой нормой. О'Нил также нарушает систему, предпочтя сохранение своей семьи и
искренность человеческих отношений традиционным приоритетам американского
общества: служению родине, карьерному росту. Его поступок оказывается более
неожиданным, чем предательство Хансена, но при этом он понятнее. Подлость, обман
и манипулирование чужими жизнями трудно оправдать даже самыми возвышенными
мотивами, а патриотизм - не всегда равнозначен благородству. В конечном итоге,
истинное значение поступка, совершенного во благо страны, где ты живешь,
определяется целями, которые преследует правительство этой страны.