1408. Рецензия:
Произведения Стивена Кинга продолжают пользоваться спросом в Голливуде, хотя
удачные киноадаптации его книг можно пересчитать по пальцам. На этот раз
препарированию подвергся крошечный рассказ, который мог бы написать и подросток.
То ли не осталось романов Кинга, которые еще не были экранизированы, то ли
продюсеры сочли, что достаточно разработать слабое его произведеньице, а имя
писателя на афише сработает в качестве приманки для зрителей.
В основу истории положен расхожий сюжет гостиничного призрака. Герой фильма
писатель Майк Энслин (Джон Кьюсак) специализируется на разоблачении знаменитых
домов с привидениями. Он берется провести ночь в пользующемся дурной славой
номере 1408 гостиницы "Дельфин". Управляющий гостиницей, мистер Олин, (Сэмуэль
Л. Джексон) безуспешно пытается отговорить писателя от этого поступка. Энслин
добивается своего и остается ночевать в комнате, в которой неугомонные духи уже
довели до ручки 56 человек. Если вам требуется объяснение, зачем привидениям
понадобилось досаждать постояльцам и почему они облюбовали именно этот номер, то
сложите 1, 4 и 8 и получите 13. Вдобавок, номер находится на тринадцатом этаже
гостиницы, формально обозначенном как четырнадцатый. Вам нужны какие-то другие
причины? Стивену Кингу и авторам фильма хватило и этих. Итак, число 13 натерло
призракам одно место, и они выбрали номер 1408 как пункт переправки людей в
загробный мир. Естественно, ни один человек в здравом уме и хорошем расположении
духа не согласится отправиться к праотцам по доброй воле, поэтому духи из кожи
вон лезут, чтобы довести постояльца, вздумавшего переночевать в злополучном
номере, до необходимого состояния. В этом деле им помогают испорченный
кондиционер (1 шт.), неисправный телефон (2 шт.), музыка Carprenters (если
слушать одну и ту же песню целую ночь напролет, никакая психика не выдержит),
бездарные картины (3 шт.), целый океан воды (Тихий), несколько крепких парней с
бейсбольными битами и дурные воспоминания клиента.
Комбинация неубедительная, но в результате мы имеем один из лучших фильмов,
когда-либо удостаивавшихся сомнительной чести иметь в титрах надпись "based on a
book by Stephen King". Для киношного Майка пребывание в номере 1408 оказывается
намного неприятнее, чем для его литературного прототипа. Причем режиссер Микаель
Хафстром не слишком полагается на спецэффекты и нагнетает тревожную атмосферу
постепенно, экономно используя имеющийся в его распоряжении набор предметов. Он
умеет рассчитать паузу и виртуозно играет на нервах зрителей, давая им
расслабиться ровно настолько, чтобы оказаться застигнутыми врасплох очередным
кошмарным видением. Но сам сюжет фильма таков, что чем глубже герой Джона
Кьюсака погружается в свое безумие, тем большего масштаба достигают спецэффекты.
В тот момент, когда ужас должен дойти до апофеоза, происходящее на экране
начинает изумлять, а не пугать, словно "1408" не ужастик, а продолжение "Науки сна" Мишеля Гондри, с той лишь разницей, что на этот раз герою приснился
действительно плохой сон.
Роль Майка Энслина - заметное исключение в творческой биографии Джона Кьюсака,
который появляется в бесцветных ролях скучающих яппи. Значительную часть
экранного времени его герой находится либо на грани паники, либо в состоянии
нервного срыва. В начале фильма Майк Энслин предстает несколько неприятным
типом, но Джону Кьюсаку удается вызвать сочувствие к своему персонажу по мере
того, как благодаря череде видений раскрывается его личная трагедия. При этом
Кьюсак не перегибает палку, чего, вероятно, сложно добиться, когда приходиться
изображать всевозможные оттенки истерики.
Невзрачная роль управляющего гостиницей - напротив, тревожный признак того, что
актерская карьера Сэмуэля Л. Джексона, продолжает двигаться по нисходящей. Имя
Джексона по-прежнему обладает достаточной притягательностью, чтобы из-за
несколько минут экранного времени указывать его в качестве звезды фильма, но
вряд ли актеру доверят значительную роль в следующий раз, если только ему не
поможет успех, которым "1408" пользуется в американском прокате.
"Ночь в этом номере изменит Вашу жизнь", говорит управляющий Олин главному
герою. Микаель Хафстром не метит так высоко. Рассказ "1408" посвящен той же
теме, что и знаменитый роман Стивена Кинга "Сияние", но он лишь небольшой
набросок, созданный в качестве иллюстрации к лекции по написанию бестселлеров,
гостиничный номер несопоставим с кошмарным отелем "Оверлук", и фильм в целом -
всего лишь минимизированная версия шедевра Стэнли Кубрика. Несомненно, Хафстром
- мастер своего дела, но, имея в руках такой мелкий материал, трудно копать
глубоко, и датский режиссер приложил максимум усилий, чтобы создать из
пустяшного сюжета качественный продукт. Любому любителю триллеров этот фильм
покажется довольно предсказуемым, и Вы можете спокойно пропустить его, если
принадлежите к этой категории зрителей, но если Вас еще не достали мертвые
девочки в мистических картинах, то посещение номера "1408", наверняка, пощекочет Вам нервы.