Бритни Спирс лучезарно улыбнулась и направилась
за кулисы. Концерт завершен. Шквал аплодисментов
еще не стих, когда, как гром •-среди ясного неба,
на весь зал разнеслась грубая нецензурная брань.
Было ясно: бранилась целомудренная Бритни.
Удалившись за сцену, она забыла отключить
микрофон... С тех пор как на службе у человечества
появился микрофон, его применение не только
помогало артистам, но и, бывало, вредило. Ведь
микрофон многократно усиливает не только
хорошее, но и плохое, произнесенное или пропетое
в него.
Так или иначе, микрофон — это то, что объединяет
сегодня практически всех исполнителей. Он стал
настоящим символом эстрадного искусства. Более
того, именно благодаря микрофону шоу-бизнес стал
бизнесом: музыканты смогли "обслуживать"
несравнимо большее количество поклонников в
единицу времени. Возросли продажи билетов на шоу.
И даже на Западе, где, как известно, основной
доход приносят не концерты, а продажа альбомов,
их тиражи напрямую связаны с концертным охватом
аудитории. Неспроста звезды всех музыкальных
жанров проводят туры "в поддержку такого-то
альбома". А какой тур без микрофона?
История этого атрибута шоу-бизнеса началась в 1878
году, когда американец Эдвард Хьюз представил на
суд общественности свое изобретение, названное
им «устройством для усиления и передачи очень
слабых звуков». Как тут не вспомнить о некоторых
исполнителях, которые могут издавать
исключительно вышеупомянутые "слабые звуки".
Для них микрофон — настоящая палочка-выручалочка.
В общем, за выход безголосых звезд на широкую
аудиторию вполне можно поблагодарить старину
Хьюза. Петь такие звезды лучше не стали, но, как
считал знаменитый носовский Незнайка, "лишь бы
громко".
Тогда, в XIX веке, применение микрофону Хьюза не
нашли. Но изобретение взволновало умы
общественности. Начались усовершенствование
технических характеристик и разработка его *
дизайна. В 1925 году американский предприниматель
Сеймур Шур решил наладить серийное производство
микрофонов. До того его крошечная фирма
занималась сборкой радиодеталей. Задумка могла
запросто провалиться, лишив фирму последних
средств. Но Шур рискнул. И усилия не пропали даром:
первые микрофоны его фирмы появились в 1932 году. А
в 1939 году был выпушен микрофон, который по сей
день считается лучшим в своей серии. Не только
певцы, но и политические деятели оценили
значение микрофона Сеймура Шура. И вскоре у его
скромной фирмы не было отбоя от богатых и
именитых клиентов: от крупных музыкальных студий
и до самого президента Рузвельта. Чуть позже
заказчиками Шура стали Элвис Пресли и Джон
Кеннеди. Революция в шоу-бизнесе началась. Элвис
Пресли, по-видимому, был первым, кто додумался,
что микрофон может быть не только техническим
средством, усиливающим звук, но и важным
элементом шоу. Во время своего первого
публичного выступления он продемонстрировал
свою фирменную манеру движения у микрофона. Он
обнимал и ласкал стойку микрофона, как женщину,
выделывал страстные кульбиты и па. Ничего
подобного ранее не видели. Эти сексуальные танцы
с микрофоном сочли неприличными. Однако
популярность певца набирала силу, и
телекомпаниям Америки оставалось лишь решать,
выпускать в эфир или нет очередные выкрутасы
суперзвезды. Многие переняли его «игры» с
микрофоном. И по сей день движения лидера "Depeche
Mode" Дэвида Гэхэна называют не иначе как "подражанием
Элвису".
Дизайн «микрофона Элвиса» до сих пор привлекает
очень многих певцов. Этот огромный, величиной в
два муж-ских кулака, агрегат используется в
видеоклипах и шоу, хотя сегодня технической
нужды в этом нет. Так что для съемок видеороликов
используют муляжи старинных микрофонов.
Настоящие "микрофоны Элвиса" тоже
сохранились до наших дней. При их изготовлении
использовались золотые и серебряные пластины
которые после многих лет эксплуатации требуют
замены. Найти новые сегодня весьма
затруднительно: чало кто занимается
производством этих драгоценных "запчастей".
По мнению российской оперной примы Любови
Казарновской, которая недавно впервые увидела и
опробовала ретро-микрофон в Стокгольме, он
восхищает не только своим внешним видом, но и
техническими возможностями.
Итак, выступления перед многотысячными
аудиториями смогли состояться только благодаря
микрофону. Любимица Америки ослепительная
блондинка Мэрилин Монро была обожаема
миллионами поклонников, и в обычных залах все
желающие видеть и слышать ее просто не
помешались. Во время войны в Корее в начале 50-х
правительство Америки решило отправить артистку
к расквартированным там солдатам национальной
армии. Для поднятия боевого духа. Такого
скопления мужчин, как во время выступления
Мэрилин в Корее, не видели давно! Похоже, это был
первый в истории шоу-бизнеса концерт стадионного
масштаба. Чувственный голосок красавицы,
донесенный микрофоном до каждого из нескольких
тысяч солдат, бередил их сердца. Очевидцы
свидетельствовали: "Было ощущение, что Мэрилин
обращается именно к тебе!" Впрочем,
родоначальником традиции выступать на
спортивных стадионах стала группа "Битлз".
Продавать билеты на стадион до ливерпульской
четверки не додумался ни один музыкант. И если
отношение эстрадных исполнителей к микрофону
изначально было положительным, то оперные
вокалисты это изобретение долго не признавали.
Да и особой нужды в микрофоне у них не было —
вокальные данные позволяли великолепно доносить
до каждого слушателя, в каком бы отдаленном конце
зала тот ни сидел, каждую ноту. Однако оперные
залы рассчитаны максимум на три тысячи человек —
ничто по сравнению со стадионными шоу поп- и рок-звезд.
Из-за подобной "камерности" выступлений
музыкантов-классиков их слава меркнет на фоне
популярности эстрадных звезд.
Реклама: return_links(); ?> |