Родион Нахапетов: "За 13 лет в США
я так и не стал американцем".
Казалось, у Родиона Нахапетова
было все: успешная работа в кино, любовь зрителей,
семья — жена Вера Глаголева и две дочки. Но он
взял и уехал в Америку, в 45 лет начав новую жизнь.
А через 13 лет вернулся. С сериалом "Русские в
Городе ангелов". Со второй женой Наташей
Шляпникофф.
— Родион Рафаилович, вы вернулись, чтобы
остаться?
— Мы уже полгода в Москве. Раньше, приезжая сюда,
останавливались в отеле. Теперь купили квартиру,
почти закончили в ней ремонт. Конечно, я хочу
работать в России — здесь моя родина, мой зритель.
За 13 лет в США я так и не стал американцем.
— Как же случилось, что вы уехали туда?
— Меня пригласил на два месяца мой приятель
Дмитрий. Я ехал просто в гости, без каких-либо
рабочих планов, но в душе предчувствовал, что за
это время изменится вся моя жизнь. Так и
произошло. Дима познакомил меня с продюсерами, я
побывал на студии Джорджа Лукаса. Но главное —
встретил Наташу...
— И тут же влюбились?
— Я? Нет! Что вы! (Улыбается.) Это Наташа влюбилась.
Причем не в меня, а в мой фильм "На исходе ночи" —
первую советскую ленту, купленную голливудской
кинокомпанией "XX век Фоке" для международного
показа. Узнав, что я приезжаю в Лос-Анджелес, она
попросила Диму познакомить нас.
—Ичто?
— Ну, он и познакомил... Наговорив кучу
комплиментов о фильме, Наташа предложила свои
услуги в качестве менеджера. Мы стали вместе
работать. Но еще долго оставались просто
коллегами, друзьями. У обоих были семьи, дочки: у
меня — Маша и Аня, у Наташи — Катя. Вернувшись
через два месяца в Москву к Вере и девочкам, я
даже не думал о том, что когда-нибудь смогу
оставить их. К тому моменту мы прожили с Верой 14
лет, но наши отношения уже перегорели, хотя еще
теплилась надежда на то, что все будет как прежде.
Уезжая через полгода снова в Лос-Анджелес, я не
бежал от семьи. Я хотел снимать там кино, хотел
заработать денег, чтобы дети могли учиться в
Америке. Но... влюбился. Когда девочки впервые
приехали ко мне, я представил Наташу как
менеджера и друга. Несмотря на то, что им было 10 и
12 лет, они все поняли и, когда улетали в Москву,
оставили письмо с ультиматумом: или мы с мамой,
или Наташа с Катей. Мне было больно. Я плакал...
— Девочки выросли. Как думаете, они простили вас?
— Ой, ну не знаю. Мы никогда об этом не говорим.
Разве об этом спрашивают? Вы сами можете сделать
выводы. Раньше Аня и Маша приезжали в Америку на
каникулы — бегали с Катей на улице, играли в
компьютерные игры. Сейчас у каждой своя жизнь, но
они по-прежнему любят бывать вместе. Если мы
критикуем Катю, Аня и Маша туг же заступаются за
нее: "Пап, ты что?" В Москве мы с Аней, в Америке —
с Катей и Машей (она уже несколько лет живет в
нашем доме в Лос-Анджелесе).
Наташа: Не стоит искать интригу в наших
отношениях, ее просто нет. Поженились мы с
Родионом в сентябре 1991 года, но вместе уже 13 лет.
Девочки выросли с нами. За свои 19 лет Катя ни разу
не видела родного отца. С первым мужем я
разошлась, когда она была младенцем. Со вторым
прожила всего полгода. Так что другого папы,
кроме Родиона, у нее нет. Да и с Верой у нас
прекрасные отношения. А почему нет? Мы нормальные
люди. Когда Маша лежала в Америке в госпитале, я
сутками не отходила от нее, а Вера звонила мне
каждые пять минут. Когда мы возили врачей в
Казань с нашим фондом помощи детям с врожденным
пороком сердца, Катя две или три недели жила у
Веры и Кирилла на даче. У нас никогда не было
деления детей на "мои" — "твои".
— Чем занимаются дтери?
Р.Р.: Старшая, Аня — балерина Большого театра.
Маша — художник-аниматор. Оканчивает классы
компьютерной графики в Америке. В одной из серий
фильма "Русские в Городе ангелов" — ее арт-дизайн.
Маша с мужем живут там в нашем доме, но у них
отдельный вход, своя квартира. Он русский, а по
паспорту — американец. Маша рвется в Москву,
много раз привозила сюда супруга. Катя учится в
университете и тоже хочет приехать в Россию.
— Почему вырешит создать фонд? У кого-то из
друзей был болен ребенок?
— Я сам родился с компенсированным пороком
сердца. Врачи вынесли приговор, что проживу не
больше 16 лет. И вот однажды ночью в нашем доме в
Лос-Анджелесе раздался звонок из России. Я не
знал ни человека, который звонил, ни того, на кого
он ссылался. Но помня, как когда-то моя мама
мучилась со мной, отказать не мог. Наташа стала
договариваться с известным кар-диохирургом Таро
Ёкояма о спасении ребенка. В свое время он
прооперировал Булата Окуджаву, продлив ему жизнь
минимум на 10 лет. И теперь сделал операцию
бесплатно, хотя обычно получает за свой труд
огромные деньги. За 10 лет мы спасли больше 300
детей. Много людей звонили, когда шел наш фильм, и
сейчас, кровь из носа, семерых ребятишек нужно
прооперировать. Проблема одна — нет средств.
Лечить-то, как правило, приходится сирот или
детей из бедных семей.
— А ваишродители были обеспеченными людьми?
— У меня была только мама — учительница. В 29 лет
врачи обнаружили у нее туберкулез легких и
запретили работать с детьми. Скоро она совсем
слегла. Я слышал, как взрослые говорили, что мама
умирает. Есть было нечего, одежду купить не на что.
Один раз мне за хорошую учебу в школе подарили
ботинки, а потом завуч сказала: "Твоя мама очень
больна" — и отправила меня в детский дом. Когда
мама приехала за мной, я ее не сразу признал.
Отца я видел только однажды, когда был очень мал.
Кажется, он приезжал к маме отказываться от,выплаты
алиментов. Как и любому человеку, мне было
безумно интересно узнать, кто мой отец. Но то была
не моя встреча с ним, а его встреча с мамой. Они
выясняли какие-то вопросы, в которые не хотели
меня посвящать. Помню, его появление вызвало у
меня большое удивление. Мама всегда обходила эту
тему стороной. Сначала я думал, что папа пропал
без вести, потом — что погиб. И вдруг он живой и
здоровый приехал... До мамы у него была семья. Сын
Георгий родился до знакомства моих родителей.
Валерий — после меня. У мамы с отцом был короткий
роман. Она никогда не говорила о нем плохо. Я же
придерживался позиции: раз он считает, что меня
нет, то и я буду считать, что его нет. И лишь
получив после смерти отца письмо от Валерия, я
понял, каким он был на самом деле. Понял умом — не
сердцем. Внутри ничего не екнуло. Если б он хоть
раз позвонил, мы встретились бы, может, какие-то
чувства к нему и возникли бы. Но отец даже Валерию
с Георгием ничего не рассказывал про меня и
только незадолго до кончины признался: "Родион
Нахапетов — мой сын".
— У вас был отчим?
— Нет. В какой-то момент мама увлеклась Петром
Степановичем — суровым, на мой взгляд, человеком.
Общего у них было мало. Когда она тяжело заболела,
он исчез. У мамы вообще был довольно горький опыт
общения с мужчинами... Она рано ушла из жизни.
Утешало ее только то, что сын обрел славу и почет
и в какой-то мере компенсировал этим ее несчастья.
Когда она умирала, я снимался в роли Ленина...
— Это правда, что она назвала вас Родиной?
— Да. Мама сделала это со смыслом — я родился во
время войны, когда она, уже беременная мной,
состояла в партизанском отряде "Родина". Но
кроме нее меня так никто не называл. Это звучало
бы странно: "Родина, пойдем гулять", "Родина,
пасуй!" Многие годы я был для всех Радиком. И
только мама любила писать: "Дорогому сыну
Родине". В 16 лет я пришел получать паспорт.
Милиционер спрашивает: "Ты что, девочка, что ли?
Ведь слово "Родина" женского рода. Мальчика
должны звать Родин". Я растерялся, говорю: "Не
знаю, меня мама так назвала". Но он написал по-своему,
и до сих пор я по паспорту — Родин. А когда я
снимал свой первый фильм, редактор, сверявший
титры, решил, что Родин — это опечатка. И по
собственной воле написал "Родион". Наташа же со
дня нашего знакомства называет меня только
Родионом.
— О вашем детстве можно было бы снять
трогательную картину. Ведь и история главного
героя Сомова в фильме "Русские в Городе ангелов"
— в какой-то мере ваша личная история.
— Ну, разве что "в какой-то мере". У нас с Сомовым
разные профессии. Его супруга Рэйчел совершает
преступление и попадает в тюрьму, а с моей женой,
слава богу, все в порядке. (Улыбается) Между
Рэйчел и Сомовым — стена непонимания. Наташа же
знает русскую литературу, выросла на русской
культуре, у нас с ней много общего. Но в том, что
касается момента адаптации в чужой стране, вы
правы — я прошел тот же путь, что и мой герой.
— И у вас было отчаяние?
— Конечно. На родине не видел себе применения (все
помнят, какие фильмы снимались здесь в начале 90-х),
в Америке был не устроен. Сказывался и возраст. Я
понимал, что время зрелости, когда ты полон сил,
уходит, а площадки для тебя нет. Первое время с
работой не получалось. Я переживал внутренний
кризис и нуждался в духовной поддержке. Да, меня
крестили в детстве, в дни больших праздников я
бывал в церкви. Но к Богу пришел, как ни странно,
только в Америке. Спасибо Наташе — в этом ее
заслуга... У нас был сложный период, когда она
потеряла работу. Как и многие в Штатах, мы жили в
долг. Жена испугалась. "Ты не знаешь законов, —
говорила она. — Если три месяца не платить за дом,
нас просто выставят за дверь". Мы переживали
тяжелейшую депрессию, но продолжали искать выход.
Серьезно обсуждали даже вопрос переезда в Россию.
И каждый день, часами простаивая в церкви,
молились, молились...
В это время я написал несколько сценариев, за
которые платили деньги, продавал свои идеи,
сделал документальную картину, был ведущим в
фильме о русских эмигрантах. Раньше никто не
уговорил бы меня на подобные проекты. Я ехал в
Америку не за этим. У меня были другие амбиции.
Мне хотелось снимать большое кино. Но я должен
был доказать Наташе и самому себе, что чего-то
стою, а не рассуждать о том, большой я художник
или маленький.
— Вам приходилось зарабатывать чем-то совсем уж
далеком от кино?
— Слесарными работами, что ли? (Улыбается.) Нет, до
этого не дошло. В какой-то момент я был так
называемым месседжером — доставлял почту. Но
скоро понял, что не обладаю талантом в этой сфере.
Мне сложно было быстро сориентироваться в чужом
городе и за короткое время развезти огромное
количество важных писем. Я запутался, возникли
проблемы... Тут надо оговориться — это было очень-очень
давно. А то получится, что, когда я работал
курьером, Первый канал протянул мне руку помощи,
предложив сделать фильм. (Смеется.) До него я снял
в Голливуде две художественные ленты.
— Над сериалам "Русские в Городе ангелов"
работала вся ваша семья, даже доберман стал
актером...
— У каждого человека свои слабости. Мне нравится
лицо Ани. Придумывая кинообраз, я видел перед
собой ее — озорную, открытую. Да, она не актриса.
Но если ребенок хочет попробовать себя в кино,
кто, если не отец, предоставит ей такой шанс? Хотя
впервые Аня снялась в три с половиной года и не у
меня... У Наташи с Катей роли небольшие
— они сыграли американок, и, надеюсь, там
придраться не к чему. Почему моя жена — продюсер
фильма, наверное, объяснять не надо. Это самый
близкий друг, который, я уверен, не предаст. У нас
были сжатые сроки, минимум средств. Экономить
приходилось на всем. Я ничего не получал за
режиссуру, Наташа брала копейки за продюсерскую
работу. В фильме снялись две наши собаки — Омар и
Дольче Вита, третью мы взяли "напрокат" у Маши. В
Америке одна собака стоит 300—400 долларов в день,
еше 200—300 долларов ежедневно
— ее тренер. Доберман снимался полтора месяца.
Плюс транспорт, питание, лекарства. Вот и
считайте! Иногда животные обходятся режиссеру
дороже некоторых артистов. А мы благодаря нашим
псам сэкономили большие деньги.
— Сейчас вы обживаете московскую квартиру и
планируете снимать продолжение сериала. Как
Наташа относится к переезду?
— Мы занимаемся одним делом, и она считает:
хорошо там, где есть интересная работа. Мне проще
— в Москве я чувствую себя более уверенно. Ей
пока трудно, но она русская, знает язык. Наташа
никогда не жила в России (родилась в Харбине,
потом с родителями переехала в Чили, затем в
Америку), этот мир чужд ей. И все-таки он ближе, чем,
скажем, Испания, хотя жена прекрасно говорит по-испански.
В Америке она тоже общалась с русскими, ходила в
православную церковь...
— Вы уезжали из России очень известным человеком.
Но с тех пор много воды утекло. Как думаете, люди
не забыли вас?
— Когда сериал начали показывать по Первому
каналу, мы с Наташей имели неосторожность выйти в
магазин посмотреть кое-какие вещички и... не
смогли этого сделать. Нам не давали прохода. Люди
просили расписаться на деньгах,
сфотографироваться с ними. Раньше я, наверное,
сказал бы жестко: "Нет-нет, извините". Но,
посмотрев, как общаются американские звезды,
стал относиться к людям мягче. Актеры в Америке
не позволяют себе огрызаться: "Да пошли вы!" или:
"Отстаньте, я занят", как это случается в России.
Они приветливы, говорят прохожим добрые слова.
— Вы дружите с ними?
— Я мог бы сказать, что дружу с Эриком Робертсом.
Во время съемок у нас сложились теплые отношения,
уверен — случись что, он не задумываясь придет на
помощь. И все-таки в моем понимании дружба — это
то, что выходит за рамки работы. А мы с Эриком не
общаемся каждый день, не ходим вместе в рестораны...
Дружить с голливудскими звездами непросто. Надо
быть тусовши-ком, ездить на фестивали, играть в
гольф, проводить время в ресторанах, словом,
вести активную светскую жизнь, а я этого не люблю.
В дорогом клубе чувствую себя неловко. Это не мой
мир. Мой мир — книги, фильмы, фантазии. Даже в
среде людей, с которыми я общаюсь, помогая
больным детям, мне более уютно. Это обычные люди
со своими страданиями и надеждами. Их мир —
реальный. А там, где звезды, много иллюзий.
Материал: журнал "7 дней" №10
2003г. (02.03.2003)